Врачи знают, как объяснить, почему нужно принимать именно этот препарат, а не другой, зачем сдавать анализы и как скорректировать рацион. Причем с опытом одного взгляда на вошедшего в кабинет достаточно, чтобы понять, как вести беседу. А вот чтобы помочь начинающим специалистам, мы составили список самых распространенных типажей. Познакомиться с ним будет интересно и опытным докторам, и даже самим пациентам!
Рациональные пациенты
Таких людей можно разделить на два типа:
- Те, которые больше заняты карьерой, нежели собственным здоровьем. Они тянут до последнего с визитом к врачу, чтобы не отвлекаться от дел.
- Те, которые пытаются не думать о болезни и о ее последствиях. Нередко такие они занимаются самолечением.
Тревожные пациенты
Это очень мнительные люди. Они беспокоятся по поводу правильности назначенного способа лечения, приема препаратов, часто задают вопросы относительно возможных осложнений или побочных эффектов. Такие пациенты часто перепроверяют свои диагнозы у нескольких врачей.
В общении с ними необходимо проявлять «материнскую» заботу, эмпатию. Очень важна психологическая поддержка. Постарайтесь донести до пациента мысль о том, что вы прописали хороший препарат, что назначили правильное лечение и т. д.
Ипохондрики
Эти люди преувеличивают, а иногда и придумывают себе несуществующие заболевания. Они чересчур внимательно прислушиваются к своему организму и регулярно находят какие-то новые недуги и даже подтверждения того, что у них редкая болезнь.Терпимость — вот, что необходимо врачу в общении с ипохондриками. Иногда придется проявить твердость и сказать, что препарат уже дал положительные результаты, что болезнь отступила, поэтому незачем ходить по врачам.
Хорошая стратегия — пообщаться с родственниками. Пусть близкие постараются найти для пациента новое увлечение, хобби, какую-то занятость, чтобы излишняя обеспокоенность по поводу здоровья отошла на второй план.
Неврастеники
Это люди с неустойчивой психикой, низким болевым порогом. Они раздражаются, когда эффект от прописанного препарата или от метода лечения виден не так быстро, как бы им хотелось. Во всем такие пациенты ищут, к чему придраться.
Здесь поможет стратегия общения «взрослый — взрослый». Ни в коем случае не стоит обижаться на критику неврастеников. Нужно приводить веские аргументы, чтобы убедить человека в своей правоте.
Меланхолики
Такие пациенты слабо верят в успешный исход. Даже положительная динамика в борьбе с недугом их никак не успокаивает. В общении ними важно проявлять эмпатию, хвалить даже за самые незначительные успехи в лечении.
Меланхолики нуждаются в задушевных разговорах с лечащим врачом. Им нужен кто-то, кто мог бы им показать положительные моменты, которых они в упор не замечают. «Благодаря этому препарату ваши показатели улучшились», «Результаты анализов подтверждают, что болезнь уже отступает», - такие фразы для меланхоликов очень важны.
То же самое касается и сенситивных пациентов. Они обычно настроены пессимистично и очень боятся стать обузой для родственников. Их, как и меланхоликов, следует чаще подбадривать.
Пассивные
Эти люди вообще не интересуются ходом лечения. Они безразличны ко всему происходящему, не проявляют никакой инициативы.
С ними нужно держать ухо востро! Пассивный пациент может не принимать прописанные препараты, игнорировать советы по лечению. Врачу придется строго контролировать ход лечения и заручиться помощью его родственников.
Согласитесь, насколько все мы разные, и насколько эмоционально уравновешены врачи! За это им большая благодарность!